Интерьерный раздел занимает самое большое место на моем сайте. Причина проста: больше 10-ти лет собираю здесь тематические материалы, пишу, дописываю, переписываю. Даже опытный специалист найдет тут какую-то фишку. Надеюсь, текст вдохновит Вас на творчество или поможет улучшить бизнес.
Предисловие. Статистика запросов в интернете говорит, что чаще всего люди интересуются камерами и объективами. Об этом тоже пойдет речь, но не сразу. Чтобы точно показать нужное решение, первым делом нужно ясно описать проблемы с которыми я работаю и методы их решения. Тогда подбор оборудования ( ↴ ) станет естественным и простым, ретушь ( ↴ ) органичной, а нужные объективы лягут в сумку без избытка( ↴ ).
Для подробного ознакомления с практикой интерьерных фотосъемок предлагаю список #книг с описанием. Итак.
В чем разница между “интерьерной” и “архитектурной” съемкой и зачем это знать? Как только технология фотографирования появилась, энтузиасты сразу начали фотографировать пейзажи, здания, внутреннее убранство, людей и прочий самсинг. В связи с этим широко известно имя Тальбота. В Российской Империи первопроходцем интерьерного жанра был И.К. Бианки ( Краткий экскурс в историю ↴ ). Но все это дела ушедшей эпохи.
Подразумевается, что интерьерные фотографы работают в рамках презентаций недвижимости для продажи, а архитектурные сотрудничают с архитектурными бюро, дизайнерами, девелоперами, ресторанами и гостиничным бизнесом. В России понятие “ИНТЕРЬЕРНАЯ ФОТОГРАФИЯ” подразумевает процесс создания презентационных изображений от построения стратегии съемки до завершения обработки отснятого материала.
Есть ли существенная разница между съемками для риелторов и для архитектурных бюро? Различия аудиторий и задач заказчика изменяют сам съемочный процесс и его трудоемкость. Общее лишь в том, что профессиональные фотографы стремятся сделать любую презентацию впечатляющей.
Аrch 🡆 Работая для архитектора( ↴ ), фотограф презентует образ реальной художественной ценности. Эти фотографии будут работать долго. Демонстрируется тщательность исполнения объекта и вкус автора в деталях через зонирование, особенности деталей, тонкости подбора цветов и фактур.
Особенность. В любой внешней или внутренней съемке может быть использован широкоугольный объектив, но дизайнер будет счастлив, если фотограф останется в рамках умеренных фокусных расстояний ( ↴ ). Естественность важна и оправдать использование широкоугольной оптики в этом случае может либо художественная идея, либо физические ограничения пространства.
Realt 🡆 Фотосессия недвижимости хороша, если она создает у зрителей интерес и представление о планировке и особенностях. Зрителя не слишком беспокоит перемещение конкретного стула или детали сервировки обеденного стола. Заказчики подобных фотосессий готовы оплачивать особую тщательность фотографа только при работе с самыми дорогими объектами, и то не всегда.
Особенность. Часто владельцы недвижимости и риелторы ставят фотографа в жесткие временные рамки. Им желательно сделать “красиво, быстро, по умеренной цене”. Значит, фотографу требуется обойтись без “творческих поисков”, дублей и “стрелять точно в цель”.
Как оценить нужное количество фотографий с конкретной съемки?
A 🡆 Если съемку заказывает архитектор, то он ясно знает количество зон в каждом помещении и их сочетания. Таким образом из диалога становится ясен объем работы. Возможен вариант, когда от фотографа ожидаются карточки, отражающие его личное восприятие. Все зависит от целей Заказчика.
R 🡆 Типичная презентация объекта для продажи/аренды составляет 25-35 фотографий. Иногда делаются схожие дубли для вертикальной и горизонтальной ориентации под разные веб-площадки. По желанию заказчика может быть сделан дополнительный архив с некоторыми техническими деталями, важными для покупателя..
Как рассчитать объем фото-презентации крупного объекта? Если говорить о съемке для продажи, то любая простая комната презентуется за 2-3 общих изображения, а комната, состоящая из нескольких зон презентуется по 2 фото на одну зону. Для малых пространств достаточно одной фотографии. От себя добавлю, что лучше выставить одно привлекательное и ясное изображение помещения, чем несколько фотографий с повторами зон. Это утомляет зрителя и похоже на избыточную болтовню в беседе.
О реальности съемочного процесса архитектурного фотографа. Выше я уже писал, что разные типы работ диктуют свои форматы. Раскрою подробнее.
A 🡆 Для презентации дизайн-проекта фотограф старается не вторгаться дополнительным освещением в авторскую работу. Чаще всего, это и не нужно т.к. люмены на метры скрупулезно посчитаны. Внимание фотографа занимает тщательный выбор ракурса, коррекция предметов интерьера и работа с декором.
Н 🡆 Фотографируя гостиничные номера премиум сегмента, возможно манипулировать с любыми видами освещения, комбинировать их, добавлять “свой” мобильный свет. Все это ради одного – продающей картинки, которая может отличаться от реальности во многом, кроме наличия в номере мебели и т.п. Для номеров мотелей и обычных гостиниц тоже возможна тщательная работа, если заказчик осознает выгоды, которые приносят тщательные фотографии. В любом случае всегда необходима ретушь белья, подушек и т.п..
Трактовка пространства. Сам процесс фотографирования заключается в “кадрировании” реальности в некое “окошко”. Меняя фокусное расстояние объектива ( Подробнее ↴ ) , угол зрения и композицию, фотограф акцентирует внимание на том, что считает важным в данной ситуации, оставляя вторичное за кадром. Все эти моменты и значимость становятся ясны с опытом.
Самое простое. Вариант, который достаточен для риелтора, желающего осваивать самостоятельно съемочный процесс – это приобрести оборудование ( ↴ ), минимально освоить оное и сделать по 1-му снимку из каждого угла помещения. За консультациями обращайтесь, буду рад пообщаться “о своем”. Для начала посмотрите пример разбора ошибки и правки изображений *↴ . Это бесплатно.
🟢 Оптика. Чем профессиональнее фотограф, тем легче он передает свои мысли об объекте, избегая широкого угла. Времена, когда клиенты радовались “расширению пространства” постепенно уходят, и специфические возможности широкоугольной оптики применяются все более дозировано (подробнее о естественности ↴ ).
Сколько времени закладывается на обработку фотографий одного объекта? Для тщательной обработки фотографий, сделанных в течении одной фотосессии, требуется от 4 часов до 7-ех дней. Фотосессии для риелторов занимают в пост продакшн 3-6 часов и отдаются в течении суток после фотосессии. В процессе беседы с заказчиком я делаю вывод о времяемкости съемки + обработки и выставляю цену на этом основании.
Если в проект входит видеоролик, то просмотр, монтаж и цветокоррекция материала занимает дополнительное время.
🟢 Связь съемки и обработки. Фотографу очень желательно получить отличный кадр сразу. Но это случается редко: т.к. существующие перепады освещенности, различия цветовой температуры источников света и надобность исправления или формирования перспективы требуют профессиональных хитростей. о которых надо говорить отдельно ( ↴ ).
Оптимизация. Делая заметки по ходу фотосессии, можно существенно уменьшить время в обработке материала.
Про освещение. Часто проблемы света решаются брекетингом экспозиции, но некоторые ситуации требуют использования дополнительного освещения, импульсного или постоянного (Подробнее об осветительных приборах ↴ ).
Точность положения вертикальных и горизонтальных линий важна, если завалы не являются творческим ходом. Чтобы выправлять трапецевидные искажения при работе с нижней или верхней точки, чаще всего пользуются инструментами редакторов. Ведь выправить такое искажение – дело минуты. Правда в том, что на обрезку теряется значимая часть кадра, а желаемая композиция при фотографировании не видна, но лишь предполагается. Это минусы.
Tilt–shift объективы устраняют трапецевидное искажение на стадии съемки. И хотя они дорогие, но для работе на фотокамерах с кроп-фактором, существуют альтернативы Tilt/Shift-lens ( Подробнее в ↴).
Примечание. За последние 5 лет мы получили увеличение яркостного диапазона фотокамер, действенные стабилизаторы. Однако, вопросы согласования света от различных источников, особенности использования объективов со “сдвиг/наклоном”, поиск ракурса и тщательную коррекцию помещения под ракурс, все это остается профессиональными моментами деятельности.
Особенности. Чем больше осветительных приборов расставляет фотограф, тем дольше проходит съемка одной фотографии. Иногда это оправдано, иногда нет. ( Пример ↴ ).
≈95% фотографий моего портфолио сделаны без дополнительного освещения. Я тщательно и незаметно уменьшаю перепады действительной освещенности, передавая ощущение присутствия. Конечное изображение собирается из нескольких файлов с разной экспозицией, а часто и с различными цветовыми температурами. Этим может овладеть любой желающий и, как всегда, важна мотивация, тщательность и опыт придет (Подробнее тут ↴ )
В каких форматах и размерах клиентам предоставляются фотографии? Большая часть заказчиков довольны детальностью изображения до 20-25 мп, что составляет 5000-6500 точек по большей стороне. Разумеется, современные камеры могут выдавать и 40 и 80 и 160 мп. Ретушь такой детальности приводит к колоссальному повышению стоимости этого процесса.
По форматам можно разделить фотографии на несколько групп. Наиболее распространены пропорции 2х3 и 3х4. Перед началом любой работы следует знать интерес клиента к вертикальным, горизонтальным или квадратным изображениям. Особый формат – панорамы. Я работаю с несколькими типами панорам: круговыми, сферическими, и промежуточные формы. Часто интерьерные панорамы создаются для 3д-туров. Вертикальные форматы удобны для некоторых соц-сетей, обложек журналов и постеров.
Что может навредить интерьерной презентации? Декор и мебель косвенно указывают на размер помещения, передают его функциональность, оживляют пространство. Уместные детали – это отлично. Однако случайные или избыточные предметы – разрушают восприятие ( Подробности ).
Совет. Пусть структура будет ясной. На профессиональных интерьерных фотографиях положение каждого предмета продумано, а лишних вещей нет.
3д-туры и их место. Где-то в середине 2000-ых появилась возможность делать сферические панорамы, создавая 3д-туры. Многие фотографы и заказчики тогда полагали, что этот метод потеснит обычные фотографии. Время показало неожиданный результат. Первым рынком, на котором стали обкатывать 3д-туры, была элитная недвижимость. За пару лет штатовские риелторы собрали статистику воздействия инструмента.
R 🡆 Задача фотографа – через профессиональный продукт повысить вероятность визита клиента, а это и есть шанс продажи. Способность риелтора к презентации служит катализатором процесса. И если фото-презентация попадает в аудиторию, а презентация риелтора действительно эффективна и аргументирована, то мы получаем возможную сделку. Многие считают, что профессия риелтора постепенно отмирает, но я придерживаюсь другой точки зрения и аргументирую ее в статье: “Зачем нужен риелтор?“.
Существуют ли стандарты (правила/законы/нормы), действующие в интерьерной фотографии? 😲 Да, есть и они весьма разные, как и сам процесс работы с большими отелями существенно отличается от работы с малыми частными гостиницами. Например, в некоторых странах законодательно ограничены возможности ретуши, как фактора, вводящего в заблуждение. Впрочем, везде и всегда можно работать с состоянием неба.
Вы удивитесь, но сайты по продаже недвижимости, часто выдвигают свои требования по презентации интерьеров. В интересах клиента фотограф должен уметь “деформировать” требования и создавать лучшие ракурсы.
Когда стоит тратиться на декорирование? Заметьте, что интерьерные журналы показывают только декорированные объекты. Портфолио любого дизайнера тоже состоит из законченных интерьеров. Почему? Такие фотографии производят максимальное впечатление. Ниже я приведу американскую статистику в этом вопросе. Она дает представление о силе воздействия. Но требуется уточнить: холодные души инвесторов редко поддаются визуальному обаянию. Комплекс предпродажной подготовки работает на тех, кто ищет ищет дом или квартиру для жизни.
😢 Как факт: российская статистика по зависимости продаж недвижимости от качества фотографий отсутствует. Хотя я, со своей стороны, узнаю от старых клиентов некоторую статистику. В США со статистикой лучше.
Специалисты Real Estate Staging Association подсчитали, что декорированные дома продавались (или сдавались в аренду) на 68% лучше в 2007 г., на 85% лучше в 2008 г. и на 78% лучше в 2009 г. Ясно, что при продаже прибавка к стоимости выходит значительно больше затрат на интерьерную фотосъемку объекта. Декорирование и качественная профессиональная фотосъёмка являются взаимно усиливающими факторами. Покупатель, видя декорированный интерьер дома, чувствует каждую комнату: ее точный размер и ее возможные предназначения.
Самый гениальный интерьерный фотограф сможет сделать в пустой комнате фотографии пустой комнаты. Но первое впечатление Клиента об объекте должно быть превосходным, оно начинается с фотографий.
В любом случае требуется создать у гостя ощущение теплоты и комфорта от интерьера. Купите ярких и крупных цветов, поставьте их в вазы, подходящие к Вашей локации. Возможно, у Вас найдутся некоторые аксессуары, возможно, открытая «забытая» книга или журнал придадут нужный эффект. Каждая мысль в этом направлении может быть полезна.
Если помещение пустое, то все равно мы работаем над созданием ощущений. Для крупного объекта обстановка требуется хотя бы в узловые комнаты. Если недвижимость в стадии “бетонные стены” и новый объект, то возможны и фрагментарные решения. Здорово, если будет сидячий диван (кресло), на который Посетитель может присесть. Пусть будет кофе-машина и запах корицы. И фикус цветок в горшке. Все это тонет в стоимости проекта, но затрагивает чувства посетителя. Ничего нет? поставьте стул для клиента стул! Стул ведь, есть?
Плохой совет. Впрочем, всегда есть простой ход, который мало кому нравится. Если вы готовы сбросить 8-12% от честной стоимости объекта, то, скорее всего, эта сумма компенсирует плохие фотографии. Надо ясно осознавать, что работа фотографа, составляющая около 0,….% от стоимости недвижимости, дает возможность бороться именно за +7-15% цены на объект.
Какие особенности в процессе фотосъемки магазинов, моллов и ТРЦ? Пожалуй, самой важный из неочевидных моментов – нужно ли заказчику наличие людей в кадре? Ответ на этот вопрос проистекает из целей клиента. Ведь одно дело – это демонстрация архитектуры, а другое – показ трафика в пространстве. Далее следует обсуждение желаемого вида “посетителей”, если они нужны.
О размытых фигурах на фото. На презентационных фотографиях люди могут выглядеть как “резкими”, так и “размытыми в движении”. Последний вариант называют “призраками”.
Особенности договорных отношений между интерьерным фотографом и Заказчиком. Что касается именно интерьерной фотографии, то я полагаю, честной основой договора переход прав на коммерческое использование, дополнительную ретушь, продажу, передачу и т.п. действия с изображением к Заказчику т.к. именно это ему и требуется.
Со своей стороны фотографа логично заручиться согласием клиента на демонстрацию предмета договора (интерьерное фото/видео) в своем портфолио. Пример такого договора на съемку недвижимости был разработан в процессе длительных переговоров между мной и одним известным Заказчиком.
Со стороны заказчика бывает нужна конфиденциальность выполнения заказа. В таком случае, условием выполнения заказа является отказ фотографа от демонстрации данных работ в своем портфолио и т.п.. Такой момент следует оговаривать заранее, предполагая увеличение контракта на компенсационную сумму, устраивающую обе стороны. Точно, что такое пожелание не должно всплывать “вдруг” в день съемки в виде устной просьбы.
О дополнительных опциях интерьерных фотосъемок, которые то нужны, то нет.
– Некоторые интерьеры явно нуждаются в декорировании. Работа декоратора заключается в профессиональном осмыслении объекта и проявлении его лучших сторон через соответствующий декор.
– Следующая дополнительная опция заключается в создании 3Д-тура.
– Воздушная съемка с коптера служит отличным дополнением к интерьерному видеоролику, но не в Москве.
Про особенности у интерьерных съемок для гостиниц и отелей. У гостиниц есть свои различные пожелания в отношении интерьерной съемки. Например, некоторые отели предписывают работу всех источников света данного номера отеля в кадре. При этом задача может включать в себя одновременно и свет из окна. Малые и частные отели более гибкие в своих требованиях. Примеры ниже.
-
- IHG требует блокнот и ручку у кровати для каждой фотографии номера.
- Hilton часто требует от своих отелей иметь сотрудника за стойкой регистрации в определенной позе и с нужным выражением лица.
- Marriott требует очень специфических оттенков и цветов при съемке своих гостиниц.
Искусственный интеллект. За пару лет технология сильно повлияет на предпродажную фотографию. Мы сможем интегрировать в пространство элементы декора, которые пока еще далеки от профессионального качества. Отдельная проблема заключается в нужной фотографу “повторяемости” интегрируемого объекта на нескольких фотографиях. Например, если мы добавили стул или вешалку, то с разных ракурсов на заданном месте должен быть именно этот стул/вешалка, а не разные. Очень интересно интегрировать фигуры людей в пространство, но, к сожалению, пока они далеки от людей. Впрочем, в размытой форме “призраков” фигуры вполне забавляют.
Лично я предполагаю, что для дизайнерского интерьера возможность интеграции будет вряд ли так интересна, как для недвижимости на продажу. Однако, если на электронной площадке продаж клиент увидит комфортный интерьер с интегрированными картинами, стульями, вазами, то при визите его будет ждать объект без визуального “изюма”.
СКОЛЬКО СТОИТ ФОТОСЪЕМКА ИНТЕРЬЕРА? Работая со мной, Заказчик знает, что именно я делаю весь процесс. Это существенно отличается от сотрудничества с рекламными агентствами, где фотографы заменяемы, ретушь осуществляется фрилансерами, а в стоимость услуги включена административная надстройка.
В любое предложение включен весь мой интерес к работе, опыт, фототехника, процесс пост-обработки отснятого материала от цветокора до детальной ретуши.
Если требуется видеоролик, это стоит обсудить заранее т.к. требуется дополнительное оборудование (слайдер/стедикам/стойки). Стоимость ролика на 1-2 минуты от ₽ 4 000 – ₽ 12 000.
Портфолио: интерьеры, архитектура, п₽айс (↴)
Разделы: →Архитектура →ТЦ, ТРЦ →Квартиры для архитекторов →Магазины и бутики →Рестораны →Номера гостиниц →Загородные дома →Квартиры для продаж →Салоны красоты, медицины →Офисы/переговорки/залы
Интерьеры офисных помещений в работе фотографа
Интерьеры и архитектура моллов, ТЦ и ТРЦ
Торговые центры и вестибюли отелей. Интерьерно-архитектурные съемки 📷 Любой молл – это место активной жизни современных потребителей. Движение иностранных потоков разные виды интересов к съемке. Для самостоятельных ТРЦ нужны фотографии зон и галерей для презентаций на сайтах, нужны и фотографии с плотным трафиком для презентаций потенциальным арендаторам. Архитектурным бюро и строительным фирмам требуется их участие в крупных проектах.
Интерьеры гостиниц, отелей, мотелей
Фотосъемка квартир для архитектурных бюро
Интерьерные сеты квартир риелторам и владельцам
24 квартирные сессии 📸 Любой интерьер съемке предшествует подготовке, в которой есть существенные тонкости и «лайф хаки.
Представляю галерею очень разных по эстетике и бюджету съемок. Надеюсь, они существенно изменят Ваше представление о творческой работе фотографа.
Фотосъемка ресторанов и кафе
Архитектурные фотографии
Я признателен заказчикам за теплые слова, которые мотивируют меня к творчеству каждый день. Сожалею, но ввиду спам-атак комментарии модерируются и открыты только последние. Надеюсь на понимание.
Очень интересно! Так какой объектив и фотоаппарат купить начинающему фотографу из Чехова?
Если Вы собираетесь фотографировать без видео, если готовы работать со штатива и склеивать кадры с разной экспозицией в фотошопе, то стоит обратить внимание на зеркалки вроде Кенон 600Д и более новые , а что касается оптики, то широкий угол, который Вам нужен в первую очередь, можно закрыть сигмой 10-20 или тамроном 11-18 или 11-24. Дороже будет токина 11-16 или 11-24.
Весь комплект с авито обойдется в 20-25 т.р. Желательно прикупить вспышку.
Что скажете про Кенон 10-22 или 10-18?
Все эти объективы я бы объединил в одну категорию, в которой есть и плюсы и минусы. Перечислю.
Все они имеют реальное разрешение около 12 мп. Это мое мнение можно проверить так: делаем ресайз до 12 мп, делаем ресайз обратно – если изображение не теряет явных деталей, то мы узнали его реальный предел.
Плохое разрешение не является бедой. Прогнав изображения через Топаз Гигапиксель, можно существенно улучшить его качество. Но прогонять лучше изображение в “реальном” размере без этого неинформативного мыла.
Таким образом, на мой взгляд брать кроп-тушку на 24 мп и ставить на нее эти стекла не стоит, кроме случаев, когда нужны возможности новых фотоаппаратов, например, шустрый аф или видео.
Несколько лучше детальность у объективов Токина.
Замечу, что все эти объектив не слишком удобны для работы на стедикам, если хочется видео.
Мы делаем надежную мебель. Мы заказали съемку офиса, который был сдан 4 года назад. Сделана отличная работа, несмотря на плохую погоду, которая могла быть видна через огромные окна. Его предварительная консультация принесла продуктивную стратегию. Кирилл профессиональный и увлеченный фотограф. Рекомендуем!
Рад, Вам, Роб! Благодарю, что нашли время написать комплимент)
Большое спасибо за съемку «дома, где можно наслаждаться уличным садом». Я хотел бы выразить Вам сердечную благодарность, что вы нашли время сделать дополнительный выезд в вечернее время и показать особенность проекта.
Это третий раз, когда Кирилл делает фотографии после завершения ремонта. Начинаем снимать днём, а вечером снимаем с электрическим светом. Кирилл отлично управляет освещением и ситуацией в локации. Он ощущает чувства, которые мне нужны в данном месте. Я очень доволен сотрудничеством.
Я получила фотографии лучше, чем ожидала! Я искала фотографа, чтобы сделать фотографии апартаментов для сдачи в длительную аренду. Алексей творчески находил ракурсы и помог с расстановкой предметов и декором. Результат превзошел мои ожидания!
Всегда обращайтесь!
Прекрасный фотограф! Кирилл профессионал своего дела. Все четко, быстро. Прекрасные фото получены через два дня. Число фото почти в два раза больше, чем я ожидала. Спасибо, Кирилл!
Быстрая, отличная и надежная работа Кирилла была высоко оценена моими клиентами. Мы согласовали график, который позволил нам провести фотосессии для крупного пакета из 4-ех домов за 4 дня. Его советы создали приятные воспоминания об совместном времени на объектах. Я очень рекомендую его услуги в фотографа для дорогой недвижимости.
Я нанял Кирилла для фотографирования проектов студии – он слушает, понимает и интерпретирует специфику пожеланий наилучшим образом. Он прекрасно разбирается в деталях и тщателен. Всегда приятно работать!
Кирилл проделал огромную подготовительную работу. У него было свое видение, и он хотел знать все наши пожелания в мельчайших деталях. Он сделал несколько потрясающих фотографий, которые мы выкупили со всеми видами лицензии. Мы не смогли предоставить ему возможность показать их в портфолио по причине политики безопасности. Рекомендуем Кирилла!